Главная Мода Мода – это вкусно!

Мода – это вкусно!

Великий и парадоксаль­ный Франко Москино в одном из своих немногочисленных интервью сказал как-то о том, что при создании коллекций всегда ощущал аромат

горького миндаля.

"За­служенный садовник ми­ра моды" дизайнер Кен Скотт, участвуя в знаме­нитой выставке 1972 года Findus (ставшей знаковой для итальянского поп-ар­та), представил коллек­цию платьев, на которых заботливо "рассадил" ар­бузы, тыквы, зеленый го­рошек, спаржу и клубнику.

Тогда же в Милане, на виа Корридони, Кен Скотт открыл свой собственный ресторан Eats and Drinks, где работал архитектором, декоратором и … шеф-поваром. Любители стилей и фасонов наверняка помнят коллекцию "Съедобные туфли" от Токио Кумагаи. В «обувном меню» дизайнера значились рис с красной фасолью и даже мороженое. Заслуженный мастер ручного креатива дизайнер Виолетта Литвинова сравнивает свои коллекции с меню изысканного французского ресторана. Этот список можно продолжить страниц эдак на десять.

"Окружающие распознают нас благо­даря тому, как и что мы говорим, носим и едим" — фраза, авторство которой приписывают многим философам, психологам и прочим исследователям человеческого естества. Взаимосвязь гастрономических предпочтений и выбора/создания одежды — тема, на которую мы позволим себе поразмышлять в этом материале. Третий, упомянутый нами предмет речи, деликатно опустим, ибо боимся, что заведет он нас в дебри непролазно витиеватого словотворчества.

Итак, кулинарная традиция и стилистика гардеробной каждого конкретного человека отражает, прежде всего, его личный выбор. Объединяющим началом обоих феноменов является понятие вкуса, которое всегда индивидуально в том смысле, что способность вкушать дает человеку первую возможность делить явления мира (пусть очень абстрактно) на плохие и хорошие. Вкусовые ощущения очень индивидуальны и субъективны, поэтому то, что нравится одному, может раздражать другого. Если же понятие вкуса рассмат­ривать с исторической точки зрения, тог­да мы входим в поле ментальности. Человек должен знать определенные вещи, напри­мер, качественные характеристики продукта (говорим ли мы о гастрономии или о наря­де). Знание это серьезно влияет на оконча­тельное решение по поводу его "хорошести" или "плохости". Именно знание способно вывести понятие вкуса за рамки субъектив­ного суждения и придать ему объективные черты, то есть не ограничивать восприятие лишь рамками нравится/не нравится, рас­ширяя тем самым... выбор. Объективность в данном случае состоит еще и в том, что вкусу можно научиться, то есть приобрес­ти его. Во многих странах мира существу­ют достойные учебные заведения, где людей учат правильно питаться, хорошо одевать­ся и корректно формулировать свои мысли. А многим никуда и не надо ездить: им по­везло — всему этому они научились в семье или родились в странах, где данные тради­ции столь сильны, что, проживая на террито­рии этих государств, человек автоматически хорошо выглядит и уже на уровне вкусовых рецепторов способен распознать качествен­ное. Одной из таких благодатных стран является Италия. Именно там нетрудно заме­тить, что даже обычной повседневной одежде, которую и не назовешь суперкрасивой и сверхэлегантной, люди уделяют большое внимание: корректно сочетают цвета, подби­рают обувь, соответствующую стилю наря­да, следят за прической и т. д. Итальянцы го­ворят о том, что такое отношение к себе — их собственный выбор поведения, а не фе­номен западной культуры в чистом виде. Но этот выбор — долгий путь. Они этому обучаются и передают из поколения в поко­ление вот уже многие столетия. То есть речь идет о традициях, которые в свою очередь могут еще и отличаться. Ведь Италия — это "город тысячи колоколен и тысячи рецеп­тов". То же самое касается и итальянской мо­ды. Различия в манере одеваться весьма за­метны между Миланом и Римом, централь­ной Италией и Сицилией — достаточно обратить внимание на цветовые предпочтения. Например, Versace и Armani: цветовая гам­ма первого никогда не совпадет с палитрой второго, точно также как рознятся кухни северной и южной Италии. А вот союз «вездесущих» Dolce&Gabbana – уникальное единение противоположностей. Стефано – северянин, Доменико – южанин. Их коллекции – успешный коммерческий проект не только Италии, но и всего мира, может быть потому, что миланская томность и сицилийский темперамент смогли найти золотую середину и понравиться большинству?

Итальянская кухня за пределами Апеннинского полуострова долгое время была представлена пиццей, спагетти и кофе. Но все динамичней данная кулинарная традиция расширяет свое некогда скромное посольство. В том числе благодаря развитию гастрономического предложения – более проработанного и профессионального, в котором к простому знанию базовых технологий добавляется творчество, артистизм и новация. Так же и с присутствием made in Italy в модных салонах. Лет пятнадцать тому назад итальянская фэшн-индустрия у нас ограничивалась име­нами Versace, Ferre', Armani и Valentino. Се­годня мы знаем о том, что так называемых великих брендов гораздо больше. Мы ще­голяем в Antonio Marras, Ermanno Scervino, Salvatore Ferragamo и т. д. и т. п. И дела­ем это с гораздо большей легкостью, неже­ли с марками, которые представляют ро­дину Haute Couture— Францию, извечного конкурента Италии за право владеть пальмой первенства на подиуме и за столом. Концепт средиземноморской диеты строится на использовании исключительно све­жих качественных, но при этом простых про­дуктов (рыба, овощи, оливковое масло), пре­вращающихся во вкуснейшее блюдо максимум за 30 минут готовки. Может быть, поэтому столь рафинированная, доведенная до совершенства, сверхэлегантная французская мода пугает нас не ценами на эти­кетке, а своей абсолютной эстетической самостоятельностью, не требующей нашего участия. Нередко во французских рестора­нах, когда вам приносят блюда, приготов­ленные лучшими шеф-поварами и представ­ляющие собой настоящий шедевр кулинар­ного искусства (ибо "соус готовился 3 часа по секретному рецепту, а для декора блю­да вызывалась целая команда искушенных профессионалов" и т. д. и т. п.), вы говори­те сакраментальную фразу: "Боже! Это не­льзя есть, этим надо любоваться!" Неуже­ли Christian Dior и Giorgio Armani стоят изначально в разных углах ринга? Отнюдь. Все зависит от вашего выбора и индивидуаль­ного вкуса. Ведь и то, и другое качественно, профессионально и красиво.

Тем не менее, большинство успешных тор­говых фэшн-марок рождены именно в Италии. Потребитель говорит о том, что эта одежда гармонична современному ритму жизни: емкому, стремительному, быстротечному. Измелись и некоторые уклады, связанные с гастрономическим культом в Италии. Появилось понятие "быстрого перекуса" бутербродами. Поначалу сэндвич получил достойный отпор со стороны многовековой традиции серьезного отношения к еде. Но все меняется. Свободного времени все меньше и меньше. Готовить дома обеды и ужины, проводить по два часа за столом — непозволительная роскошь. Хотя еще совсем недавно каждая итальянская семья именно так организовывала свою тра­пезу. Так же обстоятельно относились и к созданию фэшн-коллекций. Но после первых поездок графа Джорджини в США и приезда в Италию крупных закупщиков готовой одежды из Нового Света в 1950-е годы скорость развития фэшн-индустрии методично увеличивалась в разы. Появляющиеся новые стили в одежде учитывали до мелочей настроения, стиль жизни, изменения силуэта конечно­го потребителя. Заметим, что итальянки при­спосабливали домашнюю гастрономическую культуру к требованиям времени: популярными становились блюда, имевшие простую рецептуру, сервировка стола постепенно сводилась к чистой формальности (без лишнего декора). А когда мода на долгие годы узако­нила худобу (изящную стройность) в качестве единственно приемлемого варианта красивого тела, то и меню итальянских ресторанов заметно расширилось за счет разнообразных "легких" закусок и салатов. Фэшн-дизайнеры отреагировали на такие трансформации моментально. Присутствие джинсов в коллекциях первых линий, незамысловатый крой, чистые цвета — все то, что в 1990-х мы называли ми­нимализмом в моде.

В начале XXI века мы захотели быть снова роскошными, одеваться изысканно, питать­ся в дорогих ресторанах с авторской кухней, не опасаясь, что наберем пару-тройку лиш­них килограммов. Современные эстетические технологии позволяют расслабиться и не думать о калориях. Эксперимент и любопытс­тво — два неотъемлемых качества современной моды и гастрономии. Дизайнеры — это целые рестораны, которые готовят вариации давно известных традиционных блюд из самых разных уголков мира, точно зная технологию их вкусного приготовления. А мы утонули во всем разнообразии предложения, в том числе гастрономического, которое, становится самостоятельным явлением. Сегодня мы едим суши, завтра спагетти «алло скольо», послезавтра наваристый хаш! Такой же предпочитаем видеть и свою гардеробную — многоликую, много­образную, многообещающую. А что же будет завтра, если вдруг генетически модифициро­ванные продукты и неполезный фаст-фуд вы­играют гонку на выживание?

загрузка...
 

Online-сервисы

загрузка...

Новости: Интересные факты

Средиземноморская диета лечит все болезни

Средиземноморская диета лечит все болезни

Питание согласно средиземноморской диеты помогает не только избавиться от избыточного ...

Морщин избежать нельзя

Морщин избежать нельзя

Ни одно косметическое средство не может спасти кожу от старения. ...

20 % женщин мечтают о пластической операции

20 % женщин мечтают о пластической операции

Каждый пятый человек в мире допускает, что он может воспользоваться ...

Ещё: Горячие новости, Интересное